|
Наш адрес: 680035, Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Тихоокеанская, 136
|
|
|
Ректор Тихоокеанского государственного университета
доктор технических наук, профессор Сергей ИВАНЧЕНКО:
«МЫ ДОЛЖНЫ ГОТОВИТЬ ДЛЯ ЭКОНОМИКИ
СПЕЦИАЛИСТОВ С ИННОВАЦИОННЫМИ КОМПЕТЕНЦИЯМИ, РАБОТАЯ НЕ ВДОГОНКУ, А НА ОПЕРЕЖЕНИЕ…»
В Послании Федеральному собранию, с которым 12 ноября 2009 года обратился Президент РФ Дмитрий Медведев, а также в ряде выступлений министра образования и науки Андрея Фурсенко содержатся принципиально важные оценки состояния образования и науки в России и актуальные идеи об их роли и значении в деле системной модернизации нашей страны.
О нынешних проблемах и достижениях в научно-образовательной сфере Дальнего Востока, о своем видении основных направлений ее перехода на инновационный путь развития в беседе с журналистом рассказал председатель Совета ректоров вузов Хабаровского края и Еврейской автономной области, ректор Тихоокеанского государственного университета, доктор технических наук, профессор Сергей Иванченко.
– Сергей Николаевич, что сегодня является наиболее важным в научно-образовательной политике государства? В частности, что применительно к сфере образования означает тезис Президента РФ о необходимости «поднять Россию на новую, более высокую ступень развития цивилизации»?
– В Послании Президента России названы исторические вызовы, которые встают перед страной в целом, и отечественными наукой и образованием в частности, сформулирован целый ряд новаторских идей. В XXI веке, как отметил Дмитрий Анатольевич, геополитические позиции России, благополучие нашей страны и ее граждан будут напрямую зависеть от успехов в развитии отечественного рынка инновационных идей, изобретений и открытий, от нашей способности находить и поощрять талантливых людей, воспитывать молодежь в духе гражданской активности, интеллектуальной свободы и творчества. Президент России обозначил пять приоритетных направлений модернизации экономики и технологического развития страны, ориентированных, прежде всего, на реальные потребности людей. В их числе – внедрение новейших медицинских, энергетических и информационных технологий, развитие космических и телекоммуникационных систем, радикальное повышение энергоэффективности. Думаю, каждому понятно, что достичь этих целей можно только за счет опережающего развития науки, разработки и внедрения инновационных технологий, за счет эффективной подготовки и переподготовки высокопрофессиональных кадров для всех отраслей экономики.
– Очевидно, именно в связи с этим в ряде концептуальных документов Министерства образования и науки, опубликованных в последнее время, говорится о необходимости запуска с 2010 года крупномасштабных программ опережающего обучения и переобучения специалистов?
– Мы, представители образовательного сообщества, уже неоднократно подчеркивали, что в современном, предельно динамичном мире образование (среднее профессиональное, высшее, любое) не дается на всю жизнь. Сегодня необходимо внедрение в сознание каждого человека понимания того, что образование – это процесс непрерывного, пожизненного обучения и переобучения, причем, в идеале, не догоняющего, а опережающего развитие технологий. Современной экономике необходимы специалисты не с раз и навсегда данными профессиональными навыками, а способные приобретать все новые и новые компетенции инновационной направленности. И преимущественно – компетенции междисциплинарные и мультидисциплинарные.
Справиться со столь сложными и широкомасштабными задачами способны только вузы, сочетающие в своей деятельности принципы классического, фундаментального образования и активную инновационную деятельность, занимающиеся научно-исследовательской работой на уровне мировых стандартов, встроенные в региональную экономику. Современный университет должен готовить для страны интеллектуальную элиту, выполнять функции «социального лифта» для талантливых и трудолюбивых представителей всех слоев общества. Причем, как молодежи, так и людей более зрелого возраста, которые приходят к нам для получения второго образования или для совершенствования своих профессиональных знаний и навыков. К примеру, в ТОГУ на протяжении ряда лет эффективно осуществляется комплекс мероприятий по организации переподготовки и повышению квалификации специалистов различных отраслей экономики и педагогических работников, в том числе в сфере информационно-коммуникационных технологий, дорожного строительства, транспорта и энергетики, экологии и природопользования, менеджмента и юриспруденции. В университете действует Дальневосточный институт отраслевых технологий, управления, бизнеса и права, в котором на трех факультетах (ускоренного и параллельного обучения; заочного ускоренного обучения; переподготовки и повышения квалификации) в настоящее время обучаются несколько тысяч человек.
Все более тесные контакты мы устанавливаем с организациями, представляющими интересы работодателей. В декабре 2009 года в ТОГУ состоялся круглый стол на тему «Абитуриент (студент) – вуз – работодатель: целевая контрактная подготовка». В нем приняли участие руководители министерства образования Хабаровского края, краевого Союза работодателей, ряда предприятий, организаций и банковских структур. Шел заинтересованный разговор, прежде всего о подготовке специалистов в сфере информационных технологий – отрасли, развивающейся сегодня наиболее стремительно. Выявлялись точки «нестыковки» государственных образовательных стандартов и отраслевых профессиональных стандартов, намечались пути их преодоления. Есть и повод для законной гордости, ведь университет давно и успешно взаимодействует со многими отраслями промышленности, транспорта, предприятиями строительного комплекса. Это относится, прежде всего, к нашим Дальневосточному автодорожному институту, Институту транспорта и энергетики, Дальневосточному лесотехническому институту.
– Особое внимание в последние годы уделяется повышению качества школьного образования. Не случайно в двух Посланиях, 2008 и 2009 годов, Президент Дмитрий Медведев подробно остановился на идее «Школы XXI века»…
– Без всякого сомнения, ключевым звеном отечественной системы образования остается общеобразовательная школа, где закладываются фундамент знаний и само умение познавать и разумно преобразовывать мир. Да и вообще инновационно ориентированное интеллектуальное развитие и фундаментальное, классическое (в изначальном понимании этих терминов) образование должны начинаться с детского возраста. К примеру, в Японии, стране, которая по праву гордится своими инновационными подходами и технологиями, детей начинают водить в многочисленные и разнообразные по тематике технические музеи еще до того, как они научатся читать и писать.
Решению столь важных для России задач служат Национальный проект «Образование» и государственная программа «Наша новая школа». И мы хорошо осознаем, что сегодня без всесторонней помощи и поддержки со стороны вузов многие школы вряд ли смогут поспеть за стремительным развитием образовательных и информационных технологий, подготовить выпускников на уровне, необходимом для успешного продолжения ими образования в стенах университетов и институтов.
Для Тихоокеанского государственного университета оказание поддержки и помощи общеобразовательным школам, постоянная профориентационная работа – давние и прочные традиции. Одно из направлений – работа Воскресной физико-математической школы, действующей под патронажем Факультета математического моделирования и процессов управления ТОГУ. Среди 180 слушателей школы – ученики старших классов школ Хабаровска и Хабаровского района. Занятия с ними проводят известные ученые институтов ДВО РАН, преподаватели нашего университета. Именно представителями ТОГУ инициирована и проводится в краевом масштабе информационно-агитационная работа в средствах массовой информации, на телевидении. В ходе нее старшеклассникам и их родителям, учителям школ разъясняется необходимость сдачи выпускных ЕГЭ по физике и химии, что позволит ребятам претендовать на бюджетные места в вузах, где готовят специалистов инженерно-технического профиля, максимально востребованных на рынке труда.
– Как известно, Тихоокеанский государственный университет и прежде находился в авангарде профориентационной работы в школах региона…
– Это устоявшаяся традиция в нашем вузе. В 2006 году мы ввели кураторство школ Хабаровска. За институтами и факультетами ТОГУ были закреплены 58 школ, ведется работа с выпускниками, кураторы посещают школьные родительские собрания. Университет ведет работу со службами занятости Приморского и Хабаровского краев, Амурской и Сахалинской областей, Еврейской автономной области.
Разработан и поддерживается в актуальном состоянии университетский информационный портал для абитуриентов (http://abitur.khstu.ru/), который посещают до тысячи человек ежемесячно. Реализуется ряд других интересных и важных информационных программ. Так, созданный в ТОГУ Хабаровский краевой центр новых информационных технологий (ХКЦНИТ) осуществляет техническую поддержку и обеспечивает повседневную работу Хабаровской краевой образовательной информационной сети (ХКОИС). Сеть обеспечивает для 286 общеобразовательных школ, двух десятков пунктов системы межшкольных методических центров и ряда техникумов доступ к сети Интернет и образовательным ресурсам вузов края. Идет работа по включению в ближайшее время в ХКОИС учреждений дополнительного образования детей и интернатов для детей-инвалидов. Для формирования регионального образовательного контента и создания Интернет-площадок для образовательных телекоммуникационных проектов, сотрудниками ХКЦНИТ разработан образовательный портал «Пайдейя». Он ориентирован на учащихся учреждений общего и профессионального образования, преподавателей общеобразовательных и специальных дисциплин, родителей и педагогическую общественность. За счет всего этого в значительной мере и создается база для последующих успехов молодых людей в процессе обучения в вузах, для их профессиональной и интеллектуальной самореализации.
– Сергей Николаевич, в последних выступлениях министра образования и науки настойчиво повторяется тезис насчет обострения конкуренции между вузами за абитуриентов. Очевидно, это в первую очередь связано с ухудшением демографической ситуации в стране, общим сокращением количества выпускников школ?
– В ближайшие годы количество выпускников школ в России, а значит и абитуриентов действительно существенно уменьшится. На декабрьском заседании Российского союза ректоров министр образования и науки высказал прогноз о двукратном сокращении студентов к 2011-2012 годам. В этих условиях конкуренция за абитуриентов между вузами неизбежна. Но это должна быть добросовестная конкуренция, в основу которой положены интересы всего российского образовательного сообщества, а не только столичных вузов, куда в последнее время наблюдается отток ребят из регионов. Поэтому уже сейчас на государственном уровне необходимо предусмотреть разумные меры регулирования и стимулирования, исключающие чрезмерный отток абитуриентов из отдаленных регионов, прежде всего Дальнего Востока, в Европейскую часть России.
– Но, наряду с мерами государственной политики, дальневосточные вузы и сами должны бороться за студентов…
– Разумеется! Мы должны умело и грамотно продвигать брэнд своего университета, о чем говорил в мае 2009 года Президент России в ходе встречи со студентами ТОГУ. Это необходимо делать за счет совершенствования системы обучения, обеспечения высокого уровня социальных гарантий студентам, проведения активной информационно-имиджевой политики. Мы должны разъяснить и убедить юношей и девушек, их родителей, что наш вуз предоставляет высококачественные образовательные услуги, соответствующие не только образовательным стандартам, но и запросам рынка труда. Причем рынка как отечественного, регионального, так и международного. Вообще стоит подчеркнуть, что современный университет – это высшее учебное заведение, максимально открытое в окружающий мир. Что касается Тихоокеанского госуниверситета, мы этому уделяем приоритетное внимание. У нас реализуются различные международные образовательные программы, в ходе которых студенты могут получить два диплома – и российский, и одного из зарубежных вузов, наших партнеров в образовательной деятельности. Любой из студентов кроме основного высшего образования может в период учебы получить и второе высшее – по любой из 62 специальностей или 32 направлениям бакалавриата. Кстати, образование, которое дает ТОГУ, имеет знак качества мирового уровня: в 2009 году университет успешно прошел сертификацию по международному стандарту ISO 9001:2008.
Еще одно наше конкурентное преимущество: мы предоставляем студентам широкие возможности обучаться на местах, финансируемых из государственного бюджета. В 2009 году на бюджетные места в ТОГУ поступили 1377 молодых людей: 1010 – на очную форму обучения, 231 – на заочную, 136 – в магистратуру.
Важную роль играют возможности вуза обеспечить студентам и другие социальные гарантии и преференции. В этом отношении у ТОГУ также есть серьезные конкурентные преимущества, которыми сегодня может похвастаться далеко не каждый, даже крупный столичный вуз. В общежитиях студенческого городка у нас имеется более 3000 мест для иногородних ребят, которые, кстати говоря, составляют около 40 процентов наших студентов. В нынешнем году всем первокурсникам, приехавшим из различных регионов Дальнего Востока и подавшим заявления о том, что они нуждаются в жилье, были предоставлены места в общежитии. И на время предстоящих в 2010 году вступительных экзаменов мы готовы обеспечить жильем в общежитиях всех приезжих абитуриентов.
ТОГУ также располагает: студенческой поликлиникой с предоставлением бесплатной медицинской помощи и санаторием-профилакторием «Березка»; учреждениями общественного питания и социального обслуживания по доступным ценам; многочисленными творческими мастерскими и студенческими клубами по интересам, учреждениями по организации досуга и занятиям спортом. Кстати, каждый вечер, когда я ухожу с работы и прохожу мимо актового зала университета, оттуда доносится музыка: почти непрерывно у нас идут фестивали, концерты, конкурсы, выступления команды КВН «Ботанический сад», других самодеятельных коллективов. В связи с этим многие студенты большую часть времени проводят в университете, совмещая учебу, досуг и даже работу.
– Сергей Николаевич, одним из актуальных проблем образовательной политики государства в последние годы становится укрупнение вузов. Президент России Дмитрий Медведев в Послании Федеральному собранию остановился на этих вопросах, и заявил о необходимости преобразования большинства нынешних педагогических вузов в факультеты классических университетов. Насколько сами университеты готовы к этому?
– Во-первых, что касается «укрупнения». Это, с учетом целого ряда факторов (причем не только уже упомянутого сокращения числа абитуриентов), объективная потребность времени. Я полностью согласен с министром образования и науки, что 1000 вузов и 2000 филиалов, даже для такой большой страны как наша, явный перебор. Далеко не все они способны дать уровень профессиональной подготовки, соответствующий требованиям государственных образовательных стандартов. Тем более несовместима с потребностями экономики в профессиональных кадрах сложившаяся в прежние годы система фактической покупки дипломов во всякого рода «полуподвальных» институтах и филиалах.
Крупные вузы имеют более весомые шансы не только выжить в условиях конкуренции на рынке образовательных услуг, но и ускоренно развиваться. Особенно это важно для развития инженерно-технических и естественнонаучных специальностей и формирования научных школ, пользующихся признанием в мировом университетском сообществе. Только крупный вуз способен аккумулировать средства для закупки современного оборудования и создания мощной лабораторно-исследовательской базы. Кроме того, такие вузы становятся естественным центром притяжения для профессорско-преподавательского состава, причем не только представителей отечественной науки, но и зарубежных светил. В вузе появляется возможность конкуренции между профессорами, скажем, читающими различные курсы лекций в магистратуре. Такая состязательность тоже будет способствовать повышению качества образования.
Во-вторых, что касается предложения Президента России о вхождении педагогических вузов в состав классических университетов. От этого в итоге выиграют и те, и другие, не говоря уже о позитивном влиянии на всю систему школьного образования. Ведь классические университеты – это и признанные центры научно-инновационной деятельности. А школьный учитель в XXI веке должен быть новатором. Только тогда удастся ликвидировать «провал» между уровнем подготовки выпускников школ и требованиями вузов к базовым знаниям ребят, приходящим на первый курс.
Но ведь не только педагогические вузы нужно подтягивать к высокому уровню классического и фундаментального образования! Не менее актуален этот вопрос и для различных узко-профильных вузов – к примеру, институтов культуры, даже для ряда медицинских вузов. И здесь очень поучителен опыт высокоразвитых зарубежных стран.
Когда я находился в командировке в Республике Корея, мне посчастливилось посетить госпиталь Святой Марии Католического университета и госпиталь Сеульского национального университета. В рейтинговом списке медучреждений страны они занимают, соответственно, пятое и третье места. Это – опыт, достойный применения и в системе отечественного высшего образования. Медицинское образование уже невозможно представить без современных технологий диагностики и лечения, глубоких научных исследований. Это требует развития медицины на стыке с физикой, химией, информационными технологиями. Не случайно в Московском государственном университете, который является эталоном для отечественных университетов, создается факультет фундаментальной медицины, для него строится самая современная клиника.
В-третьих, закономерным этапом развития отечественной системы образования становится формирование университетских комплексов – мощных научно-образовательных кластеров. Наиболее крупные, развитые в инновационно-технологическом и информационно-техническом плане университеты должны стать естественными центрами притяжения для большинства учебных заведений региона, в том числе общеобразовательных школ, для научных организаций, производственных предприятий и внедренческих бизнес-структур. Именно за счет таких технопарков, как представляется, будет сформирована комфортная среда для осуществления в нашей стране исследований и разработок мирового уровня.
– А как в этой связи вам видится судьба нынешних техникумов?
– Есть реальная возможность преобразовать их в технические колледжи, также входящие в структуру университетов и осуществляющие подготовку по программе технического бакалавриата, что существенно повышает статус этих учебных заведений. Кроме того – позволяет им не только сохранить тесные связи с производством, но и обеспечить преподавателям более высокие статус и уровень оплаты труда, возможности заниматься научной и инновационной деятельностью, участвуя в создании технопарков. Одновременно мы сможем решить проблему подготовки высококвалифицированных технических кадров, своего рода рабочих-бакалавров для высокоинтеллектуальных, техноёмких производств, в чем нуждается экономика Дальневосточного региона, стремящаяся вырваться из тисков сырьевой направленности. Ведь альтернативой этой траектории трансформации техникумов уже в ближайшее время может стать, наоборот, понижение статуса многих из них до уровня профессионально-технических училищ.
– Сергей Николаевич, вы не раз подчеркивали, что образовательная сфера не является «вещью в себе», системой, существующей только для себя. Как вам видится ее сегодняшняя роль в решении всего комплекса задач инновационного развития и системной модернизации страны, на чем Президент России сделал особый акцент?
– Позволю себе небольшое отступление. За счет чего наша страна в советский период своей истории лидировала в разработках передовых технологий того времени: ядерных, ракетно-космических, авиационных? Этому, разумеется, способствовал целый ряд факторов: и наличие долгосрочных стратегий развития наукоемких отраслей, и приоритетное их финансирование, и неослабное внимание подготовке научных и технических кадров. Но был и еще один немаловажный аспект: наличие так называемых наукоградов, закрытых территориальных образований, с высокой концентрацией научных учреждений и очень развитой социальной инфраструктурой. Они выполняли для страны роль точек научного и технологического роста. В 90-е годы ХХ века большинство из них не просто перестали играть прежнюю роль, но и превратились в очаги социального неблагополучия. Это было связано с их территориальной изолированностью, удаленностью от крупных городов и транспортных магистралей, с фактической оторванностью от региональной экономики и ее узловых центров.
Сегодня нашей экономике также крайне необходимы точки роста. Ими в значительной мере могут и должны стать крупные региональные вузы, университетские комплексы. Прежде всего, те, в которых, как показывает опыт ТОГУ, сосредоточены высоко профессиональные научные кадры, сформировались авторитетные научные школы, имеется мощная лабораторно-исследовательская, информационная и инновационно-внедренческая база, осуществляется подготовка инженерных кадров, значительная часть которых со студенческой скамьи вовлекается в процесс научной и инновационной деятельности. Именно такие вузы, имея глубокие традиции подготовки инженерно-технических кадров, устоявшиеся партнерские связи с производственными, транспортными и другими предприятиями региона, развивающие международные контакты, становятся центром притяжения для академических институтов, учебных заведений различного уровня, для фирм, заинтересованных в разработке и внедрении инновационных интеллектуальных продуктов.
– Решать столь сложные и крайне необходимые для страны задачи приходится в условиях жесткой экономической и интеллектуальной конкуренции в геополитическом пространстве. По вашему мнению, что здесь является наиболее важным, и насколько конкурентоспособны отечественная научная и образовательная сферы?
– Для Дальнего Востока весьма актуальна проблема ухода от сырьевой ориентации экономики. Тем более что рядом находятся или высокоразвитые в технологическом отношении (США, Япония, Республика Корея) или развивающиеся высокими темпами страны (Китайская Народная Республика). У них – свои национальные интересы, не совпадающие с нашими. И если мы не перенесем акцент на разработку и широкое внедрение технологий глубокой переработки наших богатых сырьевых ресурсов, то экономика региона рискует остаться в унизительном положении сырьевого придатка соседей.
Кто сказал, что мы не можем продуцировать новые технические знания и эффективные технологии? Можем и успешно делаем это. Инновационно-исследовательская структура ТОГУ включает до 50 самостоятельных подразделений. Среди них НИИ, научно-образовательные центры и малые предприятия, лаборатории, молодежный бизнес-инкубатор, совместные лаборатории с фирмами Siemens (Германия), Accretech (Япония), National Instruments (США). Исследовательские структуры университета, созданные в сотрудничестве с региональными и федеральными подразделениями РАН, выполняют работы по российским и зарубежным грантам в самых различных сферах инноватики.
Как мы помним, Президент России потребовал привести технологии и стоимость строительства дорог и других инфраструктурных объектов в соответствие с международными стандартами. А в автодорожном институте ТОГУ разработан ряд перспективных технологий в сфере строительства дорог, мостов и аэродромов, регулирования транспортных потоков, многие из которых успешно внедряются в практику. Инновационные разработки многих ученых университета не только получили признание на отечественных и зарубежных выставках, но и воплотились в практику и прошли испытание в процессе долговременной эксплуатации объектов транспортной инфраструктуры региона. Большой опыт накоплен в Институте архитектуры и строительства ТОГУ. Не случайно проекты наших архитекторов и специалистов по градостроительству широко реализуются в Китае: в Харбине, Даляне, Люйшуне, других крупных городах. Можно привести немалое количество подобных примеров из опыта других институтов и факультетов ТОГУ.
– Один из популярных лозунгов сегодня – так называемая «оцифровка» школ и вузов, внедрение во все сферы их повседневной деятельности информационных технологий. При этом опять же всячески превозносится зарубежный опыт…
– Нам вполне по силам решить задачи «оцифровки» самостоятельно. Я уже упоминал о большой работе, которую университет осуществляет в интересах информатизации образовательной сферы региона. Само собой разумеется, не имея развитой технической и программной базы, мы бы не смогли стать вузом, которому Министерство образования Хабаровского края доверило решение ответственной задачи.
В ТОГУ создан мощный, современный информационный комплекс, которому могут позавидовать многие вузы, даже – технического профиля. На протяжении десятилетия университет использует самостоятельно разработанную автоматизированную информационную систему управления вузом. В начале 2009 года в Тихоокеанском государственном университете установлен сверхмощный комплекс ЭВМ – кластер для высокопроизводительных вычислений. Он составлен из 96 процессоров и имеет пиковую производительность 0,93 терафлоп. Ближайшие машины такого уровня есть лишь во Владивостоке, Новосибирске и Томске. Кластер используется для решения научных задач, в том числе по программам международного сотрудничества университета, и в подготовке специалистов по информационным технологиям.
Благодаря созданной нами современной информационно-технической базе ТОГУ является исполнителем крупных федеральных проектов, связанных с информатизацией научно-образовательной деятельности. Университетом разработана и поддерживается уже упоминавшаяся Хабаровская краевая образовательная информационная сеть учреждений образования и науки. В ней, наряду с общеобразовательными школами и структурами Министерства образования края, работают семь НИИ Дальневосточного отделения РАН и два вуза, всего же – более 320 крупных потребителей. ТОГУ является официальным представителем российских образовательных сетей RUNNet, RBNet на Дальнем Востоке. Через узел связи ТОГУ информационный поток международной сети GLORIAD распределяется по учреждениям науки и образования Дальневосточного региона.
Словом, «оцифровка» стала повседневной реальностью для нашего университета. Преподаватели, аспиранты, студенты ТОГУ, взаимодействующие с нами партнеры имеют практически неограниченный доступ к информации, циркулирующей в мировых научно-образовательных и информационных сетях.
Завершая разговор, еще раз подчеркну: в Послании Президента Федеральному собранию перед научно-образовательным сообществом России поставлены сложные и ответственные задачи. Но за нас эту работу никто не выполнит. Только мы сами, засучив рукава, мобилизуя интеллект и творческие способности, сможем решить задачи глубокой модернизации нашей страны, обеспечить ей процветание и достойное положение в мире.
Беседовал Александр Пасмурцев,
Пресс-центр ТОГУ.
|
|
Анкета абитуриента
Преимущества поступления в ТОГУ
Задать вопрос администрации университета
Важная информация для абитуриентов!!!
|